Вторник
30.04.2024
06:41
Форма входа
Категории раздела
ХРИСТИАНСТВО [6] Язычество [5]
Притчи [11] Другие религии [0]
Разное [3]
Новости сайта
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Реклама
    <

    Мой сайт

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ХРИСТИАНСТВО

    Христианство сделало человека личностью
    "Христианин начинает свой путь не с нуля, а в минусе. Адам уже сделал за нас первый выбор и сделал плохо. Теперь мы должны это исправлять. Но принимая на себя первородный грех, которого отдельный человек вроде бы не совершал, он получает право унаследовать все творение с его смыслом, стать частью великой мистерии бытия. Большинство мировых религиозных учений дают инструкцию, как следует себя вести. Но только не учение Христа. До его появления мораль строилась, с одной стороны – на вековых традициях, с другой – на том, что в Ветхом Завете называли Законом. Закон – это набор правил, данных людям свыше. Человеку не надо рассуждать об их смысле, ему надо их исполнять. Это касается практически всего язычества, за исключением разве что античности, да и то лишь отчасти. С христианством в мир приходит новое понятие: свобода выбора. Теперь Закон – лишь инструмент осознания своей свободы. Слепо следовать ему – путь фарисея, Богу не нужны автоматы. Но совсем отбросить Закон тоже нельзя, ибо без него можно свернуть с истинного пути и неумело распорядиться собственной свободой. Поэтому свои поступки надо соотносить одновременно и с тем, и с другим, что, увы, получается не всегда. Христианство подвергло сомнению и традиции общества. На Страшном Суде нельзя оправдаться тем, что так же как ты поступали и твои предки. Блаженный Августин на вопрос о правилах поведения христианина говорил: "Возлюби Бога и делай, что хочешь”. То есть вначале нужно принять Божественную Благодать, а затем просто жить, руководствуясь ею. И именно благодаря такому подходу мы сегодня видим в человеке личность с неповторимым набором качеств, а не просто винтик общественной системы. Еще один важный пункт: для христианства человек от природы греховен. Это утверждение светская культура пытается побороть с самого Возрождения, оправдывая испорченность человека влиянием общества и государства. Христианин же начинает свой путь не с нуля, а в минусе. Адам уже сделал за нас первый выбор и сделал плохо. Теперь мы должны это исправлять. Но – надо заметить – принимая на себя первородный грех (которого отдельный человек вроде бы не совершал), человек получает право унаследовать все творение с его смыслом, стать частью великой мистерии бытия. Вообще, культура Европы не лучшим образом обошлась с христианством, объявив его архаичной мифологией, приписав его идеи достижениям мирского разума. А ведь именно христианство дало нам основы всей современной светской морали. Понятие о правах человека в зачаточном состоянии было и в Риме, но без христианства оно бы никогда не сформировалось. Это Средние века научили правителей, что у людей есть права, данные Богом, и никто на Земле не может их отобрать. Христианство же приучило мир к личной ответственности, которая также существовала лишь в зачаточном состоянии, да и то в пределах античного мира. Наконец, христианство дало миру уникальное понятие смирения. К нему сегодня относятся скептически, но каков был мир до него? "Раб Божий” – это звучит гордо. Это значит – "... и больше ничей!” В античности рабов не жалели. Свободный человек должен был погибнуть за свободу, а раб... Если он так живет – значит, ему это нравится. Христианство же приучило видеть в мирском поражении возможность духовного возрастания. Смирение – это не мазохизм. Напротив, это путь вверх. Оно позволяет сказать: "Я бесконечно мал, но я осознал это, нашел систему отсчета и могу подниматься вверх”. Это сложно, этому нужно учиться, но это – Путь. И самое трудное нравственное понятие христианства – Любовь. Любить тех, кто нравится, могут все. И лишь христианство требует любить всех остальных, даже врагов. Это не значит соглашаться с ними и поддакивать им. Любовь – опыт небезразличия. Это попытка понять другого, осознать себя на месте другого. Все это делает путь христианской нравственности очень трудным. На этом пути нельзя опереться на что-то одно. И Закон, и Благодать, и уважение к обычаям предков, и право, и естественная мораль, и уход из мира, и ответственность за него, – все эти принципы поддерживают и восполняют друг друга. Ни от одного нельзя отказаться. Но что делать – человеком вообще трудно быть. Так же труден был выход человека из животного царства, и похоже, что люди при первой возможности норовят туда вернуться. (Напрасно, кстати говоря: дверь уже закрыта.) Слишком пугаться тоже не стоит: на этом пути кроме прямой Божьей помощи есть помощь Писания, предания, общины верующих, духовника. Наконец, того, что называют "христианской культурой”. Порой может показаться, что мы в своем светском обществе далеки от ее излучения. Но, поверьте, мы просто слишком к ней привыкли и слишком многое приписали достижениям мирского "прогресса”. Ну разве не смешно, что слово "свободомыслие” зачастую используют как синоним безрелигиозности, тогда как именно опыт христианства показал, как истина делает человека свободным. Автор: Александр ДОБРОХОТОВ, профессор, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ
    Категория: ХРИСТИАНСТВО | Добавил: Daber (17.03.2012)
    Просмотров: 730 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]